|
Искусственный интеллект в сочинении музыки – богохульство
|
Ветераны итальянского симфо-метал RHAPSODY OF FIRE в конце мая выпустили новый альбом "Challenge The Wind". На диске - 16 песен в легко узнаваемом стиле «Рапсодии», снова повествующих о перипетиях жизненного пути главного героя на просторах империи Нефилим. Эту группу читатели Darkside знают прекрасно, поэтому без лишних слов во вступлении просто перейдем к разговору с клавишником и мастермайндом группы Алексом Старополи.
|
Привет! Поздравляю с выходом нового альбома «Challenge The Wind». Как его встретили поклонники и критики?
- Отзывы крайне позитивные. Я уже привыкаю к комплиментам! Всё идет хорошо! И именно это мы и несём в нашей музыке – энергию, позитивный настрой, который и нам самим тоже помогает. Когда мы сочиняем музыку, мы знаем, чего ждут слушатели и журналисты, и пока всё довольны, что очень радует.
Да, мне тоже очень понравился новый альбом, особенно длинная композиция «Vanquished By Shadows». И отсюда вопрос – почему вы решили поместить её в середину альбома? Вы не думаете, что все привыкли слышать подобные композиции в конце?
- Да, обычно так и было, длинная композиция закрывала альбом. Но в этот раз важно то, как песня сочетается с другими песнями. И в контексте альбома уместно поместить её в середину. Мне показалось, что она может увлечь слушателя, погрузить в наш мир и привлечь внимание. Хотя изначальна «Vanquished By Shadows» не планировалась такой длинной. И то, что на альбоме не будет баллады, я тоже не предполагал. Но я подумал: если будет вдохновение написать балладу, я это сделаю, а если нет, то её не будет. И эпик тоже не задумывался изначально, просто так получилось само. Порой не повредит сохранить баланс между строгим планированием и спонтанностью. Когда я начал сочинять, то понял, что композиция получается длинной. И тогда я подумал, что есть смысл ещё её удлинить и сделать особенной. Так и получилось.
А всё-таки почему в этот раз обошлось без баллад? Они у вас получаются очень удачными.
- У нас вообще много песен в арсенале. В том числе баллад. И я не стал специально заморачиваться и сочинять что-то в этом ключе. Я подумал: пусть этот альбом будет состоять только из быстрых и тяжёлых песен. Иногда нужно что-то менять. Может, в следующий раз я напишу балладу, кто знает… Так или иначе, многие журналисты довольны тем, что на новом альбоме все песни скоростные. Я получаю много восторженных отзывов.
Хотя и медленные фрагменты тоже присутствуют, в том числе в вышеупомянутой «Vanquished By Shadows». И при этом, как мне кажется, альбом не только скоростной, но ещё и довольно тяжёлый, не правда ли?
- Да, согласен. Я часто начинаю строить композиции на основе гитарных риффов. Мы обычно встречаемся с Робби Де Микели и слушаем его готовые партии. Я выбираю самые крутые риффы и работаю над ними. Так что костяк песни зачастую составляют идеи Робби. Он сочиняет множество отличных риффов и соло. И я с удовольствием работаю над этим материалом. У нас с ним полное взаимопонимание, поэтому я обожаю сочинять вместе с ним.
Вы всё-таки чаще встречаетесь лично или всё же работаете дистанционно?
- Когда как. Раньше когда мы готовили новый альбом, то я прилетал в Италию и следил за процессом записи гитар в студии. Но в последнее время он всё делает сам в удобное для него время, потому что у него много другой работы и ему приходится буквально разрываться. Когда он всё готово, он высылает мне дорожки, и я слушаю их. Обычно мне не хочется ничего исправлять, потому что он знает своё дело. И даже если он записывается без моего присутствия, результат от этого не страдает. Но когда мы записываем вокальные партии и хоры, я всегда прилетаю в Италию и работаю с Джакомо Воли месяц или даже два, пока мы всё не доделаем.
Но инструментальную часть вы изначально продумываете вместе с Роберто?
- Да, я работаю с его материалом сам, а потом Джакомо пишет тексты по задумкам Робби.
Это уже третий альбом саги об империи Нефилим?
- Да, третий и не последний. Мы планируем развить некоторые сюжетные линии и подробнее рассказать о кое-каких персонажах. Так что будет четвёртый и, возможно, пятый альбом на эту тему. Пока не могу сказать точно.
Эта третья и последующие все о том же Герое?
- Да, конечно. Далее будут возникать различные ситуации, и ему придётся взглянуть в лицо своим страхам в новых обстоятельствах. Будут истории в стиле фэнтэзи. Я думаю, это будет интересно не только любителям музыки, но и тем, кто внимательно читает тексты и ценит смысл песен. Мы стараемся пробудить у наших поклонников ощущение эпичности, чтобы всем хотелось чувствовать себя героями в повседневной жизни. Через повествование о выдуманных персонажах мы проводим параллели с объективной реальностью и заставляем слушателя задуматься.
То есть для вас важно, чтобы были параллели с действительностью?
- В каком-то смысле да. Для нас очень важна лирика песен, и порой трудности, с которыми сталкивается наш герой, могут быть знакомы нам всем в реальной жизни.
Расскажите про обложку. На ней изображён Герой?
- Да, именно так. Там изображён момент, когда он путешествует во времени. Это очень важный эпизод в повествовании.
В этот раз с вами работал новый художник?
- Да, в последнее время я работал с тремя художниками, и все они – мои хорошие друзья. Новую обложку делал Вилли Ассинен, и она просто потрясающая. При этом если вы помните стиль предыдущей обложки, то поймёте, что я стремился преемственность между ними. Так что я очень доволен его работой!
В последнее время появилась возможность делать обложки с помощью искусственного интеллекта. Что вы думаете об этом?
- Я думаю, это ужасно. Лично я считаю, что обложку должен создавать человек, который понимает сюжет повествования, и он должен делать всё собственными руками. Да, на каком-то этапе можно использовать помощь искусственного интеллекта, но рисовать обложки с его помощью – это путь совсем бедных групп. Я всё могу понять, но если твой коллектив существует 10, 20, 30 лет, стыдно заниматься такими вещами. Грубо говоря, в этом нет души. Помню, в моей молодости ты мог купить винил только потому, что тебе понравилась обложка. Ты любишь музыку, но тебя привлекает и визуальная сторона. В наше время все используют похожие графические приёмы, и по обложке ты не можешь судить о музыке. Это сложная и очень интересная тема!
От искусственного интеллекта больше пользы или вреда? Может ли он угрожать безработицей представителями ряда профессий, например, музыкантам?
- Смотря как его использовать. Ведь искусственный интеллект может быть очень полезен, если ты работаешь за компьютером и проводишь сложные вычисления с помощью программного обеспечения. Но так – не во всём. Искусственный интеллект в сочинении музыки для меня – богохульство. Его лучше использовать в медицине, математике, других науках. Конечно, можно придумать и другие положительные способы его применения. Но для меня музыка – это искусство, а искусственный интеллект – нет. Он не зря называется искусственным. И он не способен создать шедевр. А даже если он его и создаст, всё равно будет понятно, что это работа компьютера…
Ну так, то же самое происходит со всякими электронными эффектами, цифровыми плагинами и софтом для музыкантов – они служат лишь как дополнительные элементы в музыке. Может, в аранжировках искусственный интеллект может быть полезен?
- Возможно, но мне это не интересно. Потому что если мою работу за меня может выполнить машина, то мне проще всё бросить и пойти отдыхать. Да, наверное, какие-то плагины со встроенным искусственным интеллектом могут помочь, но только в разумных пределах. Если у тебя нет таланта, и ты всё доверяешь искусственному интеллекту – по-моему, это отвратительно. Я доверяю креатив только человеческому мозгу.
Вам не кажется, что в какой-то момент все устанут от машин, компьютеров, искусственного интеллекта, соцсетей и уйдут в горы жить отшельниками?
- Кое-кто уже так и делает. Беда привязанности к соцсетям, гаджетам состоит в том, что ты всё время к ним привязан, и они начинают управлять тобой. Ты должен сам контролировать их и ограничивать. Да, у меня лично есть два мобильных телефона и они всегда при мне, но я стараюсь использовать их только для связи, чтобы не отрываться от реальности. Но и зависеть от гаджетов я тоже не хочу.
То есть вы не особо часто читаете новости и проводите время в соцсетях? Вы не попали в эту ловушку?
- Да, это и правда ловушка, в которую я иногда попадаю. Ты порой залезешь в соцсеть и не замечаешь, как пролетел час. Поэтому нужно всегда осознавать, что в жизни для тебя важнее и правильно расставлять приоритеты.
А что в окружающем мире больше всего вдохновляет вас на творчество?
- Я не особо общительный человек, и я очень ценю то время, которое провожу в своей студии или дома, сочиняя музыку. Да, я репетирую с группой, мы ездим в туры, и мне это нравится. Но большую часть времени я почти ни с кем не общаюсь. Я не хожу в бары, клубы. А вот в горах бываю часто. Я отдыхаю там, когда у меня есть время. Мне нравится бродить по лесу, забираться по склонам гор, чувствовать единение с природой, где почти полная тишина, только шёпот листвы. Это для меня как лекарство, и я очень ценю эти редкие моменты.
Природа помогает вам достичь внутренней гармонии?
- Да. Я живу в собственном доме. У меня есть сад, но нет домашних животных. Только два бродячих кота забегают иногда, и я их кормлю. Но и они тоже – часть природы. Когда я работаю, они прибегают и сидят рядом, радуя глаз. Но больше всего я люблю пешие походы по горам, ведь и наша музыка тоже несёт в себе вдохновение природы. Для меня очень важно чувствовать себя её частью.
Не только горы, но и силы природы, такие как ветер, часто упоминаются в творчестве Rhapsody Of Fire, не так ли?
- Да, конечно, они занимают особое место в нашем творчестве.
Расскажите поподробнее о вашем сотрудничестве с Зибом Леверманном и Greenman Studios?
- Мы обычно записываем барабаны у него, в Германии. Остальное – в Италии, без его помощи. Я сам продюсировал новый альбом. А Зиб следит за записью барабанов и потом берёт на себя сведение и мастеринг. Это очень важная часть работы, потому что у нас сложная музыка, и её сведением должен заниматься профессионал. И Зиб – мастер своего дела, он хорошо подчёркивает все детали в миксе, и сохраняет мощь и энергетику наших инструментов. Мы очень довольны нашим сотрудничеством!
Важно ли для вас то, что он не просто звукорежиссёр мирового уровня, но также музыкант и лидер собственной группы Orden Ogan, которая играет в похожем жанре?
- Да, мне кажется, его опыт играет нам на руку. Зиб сам играет на гитаре и много знает об этом инструменте, о гитарных усилителях, а ещё он много изучал искусство сведения. Поэтому – да, несомненно, это очень важно.
Многие отмечают плюсы и минусы продюсирования собственных альбомов. Что вы об этом думаете?
- С одной стороны, мне не хочется, чтобы кто-то учил меня, что и как делать. В начале нашей карьеры нам помогал Саша Паэт, но даже тогда, когда мы были ещё молоды, мы знали, чего хотим. И хотя вклад Саши был очень велик, но мы были сопродюсерами, мы контролировали весь процесс, сидели вместе с ним в студии каждый день и видели каждое его действие. И чем больше альбомов мы записывали с Сашей, тем больше чувствовали себя продюсерами. Ведь Rhapsody Of Fire играет в стиле, который сформировался многолетней работой. Если бы я дебютировал с молодой рок-группой, мне бы не помешала помощь продюсера, который может подкинуть много интересных идей. Но в моём случае я знаю, какого результата хочу добиться и не хочу платить стороннему человеку, чтобы он меня учил.
В своей музыке вы используете много аранжировок, симфонических элементов. Как ты сочиняешь композиции?
- На самом деле, в сочинении важно вдохновение. Хотя, с другой стороны, я часто заставляю себя работать и развивать идеи, продумывать аранжировки. Но главное – чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. И когда я сочиняю новые композиции, я чувствую воодушевление. И когда композиция готова, я с нетерпением жду, чтобы поделиться ей с моими поклонниками, узнать их реакцию. И нам не лежит большая ответственность – я должен выложиться по максимуму. Сначала ты можешь сочинить какой-то фрагмент, который неожиданно напомнит тебе один из любимых фильмов, ты стараешься передать это настроение и развиваешь музыкальную тему. Это как цепная реакция, которую трудно объяснить словами. В этом есть свой алгоритм, но он выполняется естественным образом. Я просто сажусь и начинаю работать. Я этим занимаюсь, кажется, уже целую вечность.
А как вы обычно записываете хоры?
- По-разному. Сначала, конечно, Джакомо записывает основной вокал с множеством «бэков». Когда нужно добавить хоры, мы обычно зовём других хороших вокалистов. А потом я выбираю лучшие варианты. Важно добиться самого лучшего саунда. Но все хоры записывают живые люди, никаких плагинов и искусственного интеллекта.
То же самое и с оркестровками?
- Да, то же самое. Все инструменты живые. Самое важное – это придумать мелодию, и потом подобрать правильные инструменты аранжировки. Я часто использую струнные, духовые, потому что обычно они очень хорошо звучат в миксе.
А какие необычные инструменты вы использовали в этот раз?
- Ко мне заезжал брат Мануэль и он записал несколько партий флейты и блокфлейты в стиле барокко. Ещё я позвал одного музыканта, Джованни Даволи, уже не в первый раз, и он сыграл на ирландкой волынке. Обожаю этот ирландский инструмент! Я надеюсь, ещё не раз позову его на запись. Волынка придала особое настроение, особую атмосферу в нескольких фрагментах. И хотя это не такой уж древний инструмент, но он производит такое впечатление.
Как обстоят дела с концертной деятельностью? Я знаю, вы уже ездили в турне после локдауна. Как вы много выступаете в последнее время и собираете ли прежнюю аудиторию?
- В 2023-м мы впервые за долгие годы съездили в Соединённые Штаты. Тур прошёл успешно, и нас встречали очень тепло! В Европе мы тоже выступали, и поклонники были рады увидеть нас после долгого затишья. Конечно же, в планах новые концерты. Мы уже отыграли в Латинской Америке, а также поучаствовали в нескольких летних фестивалях. На сентябрь-ноябрь тоже запланированы живые выступления, которые мы огласим позже. В общем, 2024 год у нас будет очень активным! И это хорошо, ведь мы выпустили новый альбом спустя 3 года после предыдущего, и наши фанаты будут рады услышать свежие песни на концерте. Так что у нас большие планы на этот год!
Я заметила, что в последнее время группы начинают тур в поддержку нового альбома не сразу, а спустя несколько месяцев или даже полгода.
- Да, точно! И мне это нравится. Потому что у поклонников есть время расслушать новый альбом. Быстрее ехать в тур имеет смысл группам, которых крутят по радио. Если ты играешь простой, прямолинейный или попсовый рок, то тогда есть смысл организовывать турне сразу после релиза. Но в нашем случае мы дали пару концертов перед релизом, отыграли на паре фестивалей, и только осенью планируем покататься по Европе и заглянуть в США. К тому времени все успеют ознакомиться с новым материалом, запомнить новые песни. У нас часто так получается. И я был удивлён, что когда мы отправились в турне в поддержку альбома «The Eighth Mountain», где играли его целиком, фанаты были в восторге! Конечно, обычно они ждут старых, любимых хитов, плюс что-нибудь новенькое. Ну, и Джакомо как вокалист очень силён, поклонники его просто обожают. Наконец-то у нас весь состав группы из Италии! Мы очень комфортно чувствуем себя на сцене, и у нас отличный контакт с публикой. Поэтому играть живьём для нас всегда в радость.
Говорят, что в Италии металл не особо популярен. Где вас лучше всего принимают? Наверное, в Германии и Латинской Америке?
- Да, однозначно Латинская Америка и Япония принимают нас лучше всего. Хотя когда как. Например, в Германии очень преданные поклонники, но они подпевают не так громко, как в Бразилии и Колумбии. Там фанаты просто безумные! Так что везде по-разному. Как-то давно мы попали в Корею, и там публика так громко кричала, что мы не слышали собственные инструменты! В Испании, Франции и Италии тоже всегда весело. Конечно, в Италии больше популярна лёгкая музыка, а не металл. Хотя всё зависит от группы и её стиля. Так или иначе, я люблю выступать везде, где только можно. Нам дорог каждый фанат в каждой стране.
Может, вам не понравится этот вопрос, но следите ли вы за карьерой своих бывших коллег по группе?
- Когда ты заходишь в соцсети, ты сразу в курсе всех новостей. Ну, что сказать… В 2011-м году группа преобразовалась, получила второе рождение. Робби Ди Микеле был с нами и Лукой Турилли ещё в начале 90-х, мы начинали свой путь втроём. И когда Робби вернулся в 2011-м, я решил, что буду продолжать под названием Rhapsody of Fire в традиционном для нас ключе. Будем выпускать альбомы, ездить в турне, двигаться дальше до конца жизни. Ведь музыка – это наша жизнь. Некоторые занимаются музыкой ради денег, и когда не могут ничего заработать, отворачиваются от своих поклонников и ищут другую работу. Но мы не такие. И я уже доказал за последние 10 лет, что мы своих фанатов не бросаем, и стараемся организовывать крупные туры по разным странам. Мы просто любим музыку, честно играем то, что нам нравится и стараемся развлечь себя и поклонников по максимуму.
Вернёмся к новому альбому. Его предваряли синглы, но дата релиза была назначена позже, чем выпущен первый сингл. На тот момент весь альбом уже был полностью готов, сведен?
- Нет, была сведена только эта песня. Дело в том, что продакшн альбома затянулся, и мы переносили дату релиза дважды. И Зиб тоже был очень занят. Поэтому пришлось и его ждать тоже. И в итоге я решил: сделаем, когда сделаем. Хотя, конечно, я надеялся выпустить альбом намного раньше. Поэтому мы решили порадовать поклонников первым синглом, потом вторым, и уже весной – полноформатным альбомом. Такого плана мы и придерживались.
Вы, наверняка, довольны всеми новыми песнями. Но можете ли вы выделить какую-то из них, которую вы считаете особенной или которая потребовала больше всего усилий?
- Ну, каждая композиция требует много труда, хотя я не вымучиваю их. Просто я стараюсь сделать её максимально удачной, хотя всегда есть к чему придраться. Но мне очень нравится «Mastered by the Dark». Это длинная песня, и я сделал её чуть медленнее. Но, думаю, она будет отлично прокачивать публику на концертах. Но, как вы и сказали, все песни получились удачными, в каждой есть цепляющие фрагменты, потому что мы долго работали над каждым треком. Поэтому и альбом получился монолитный, почти как одна длинная песня. Мы не стали сочинять 50 песен и выбирать 10 лучших, мы сразу сконцентрировались на 10 треках и сделали их максимально качественными.
Сложно ли было выбирать песни для синглов и видеоклипов?
- Иногда да. Хотя обычно я стараюсь сочинять цепляющие мелодии, чтобы любая песня была потенциальным хитом. Это для меня важно. Мы не записываем никаких композиций для би-сайдов синглов или просто чтобы достичь нужного хронометража альбома. Каждая композиция должна быть самодостаточна, в том числе по текстам, и претендовать на хитовость. И очень важно качественно записать и свести все дорожки. Иногда ты думаешь, что песня удачная, но синглом не будет, а в итоге слышишь финальный вариант и понимаешь: это явный хит! Поэтому до самого конца сохраняется некая интрига.
Напоследок пару слов своим российским поклонникам.
- Спасибо за интересные вопросы! Благодарю всех за поддержку. Мы знаем, что наши поклонники следят за нашим творчеством. У нас с ними особенная, фэнтэзийно-эпическая связь! Мы рады, что нас слушают по всему миру, в том числе в России. Музыка – это всё! Мы рады стараться для наших фанатов!
Материал подготовили: Дмитрий Dimebag Дасов, The Sinner
12 авг 2024
просмотров: 2505
|
|
resurgamresponses
Орион
resurgamresponses
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).