|
|
|
Peter Hammill
« The Silent Corner and the Empty Stage »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Modern 7:28
|
| 2 | Wilhelmina 5:17
|
| 3 | The Lie (Bernini's Saint Theresa) 5:40
|
| 4 | Forsaken Gardens 6:15
|
| 5 | Red Shift 8:11
|
| 6 | Rubicon 4:11
|
| 7 | A Louse Is Not A Home 12:13
|
| | Total Time: 49:45 |
|
Peter Hammill - vocals, guitars, bass, piano, Mellotron, keyboards, harmonium, oscillator
Hugh Banton - organ, piano, keyboards, bass
David Jackson - flute, saxes
Guy Evans - drums
Guest musicians:
Randy California - guitars on track 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Да... первые десять лет музыкальной карьеры Питера Хэммилла - это скачки по ухабам и колдобинам. Парня кидает из стороны в сторону: первый альбом "Fool's Mate" (да, именно этот является хронологически первым, т.к. эти песни сочинены ещё в середине 60-х) ярок и незрел, имеет отсылки к блюзовой психоделии; "Серая Аэрозоль-машина" - творение куда более серьёзное, занимающее промежуточную позицию между радостным арт-роком и зажатым эклектик-прогом; групповые "The Least We Can Do" и "H To He" - джаз-роковые проекты, отдающие некой "глэмовостью", что ли...(не в ущерб будет сказано); "Pawn Hearts" - стихия возвышенной смерти; а вот сольник "Chameleons.." - напротив, сквозит серостью и унылостью (в ущерб будет сказано). Одним словом, PH - вечный экспериментатор, именно так он себя сразу же и зарекомендовал.
И вот, год 73-й ознаменовывается первой по-настоящему сильной сольной работой Питера. Надо сказать, что после прослушивания, неоднократно ловишь себя на мысли о противоречивости всего, что связано с этим релизом. Во-первых, альбом разбивается на чисто-Хэммилловские вещи ("Modern", "Wilhelmina", "The Lie", "Rubicon"), где идея стоит во главе и превышает по значимости музыкальное содержание и творения ВДГГ ("Forsaken Gardens", "Red Shift", "A Louse Is Not A Home"), где явственно заметны все те славные ребята, что дружно сходили с ума в 1971 г. Но вся штука-то в том, что и те, и другие композиции словно бы взаимно переплетены невидимыми нитями тревоги, ужаса, мрака. Вот ещё одно противоречие - белая обложка (но недаром же она рвётся, и этот тихий уголок зовёт, увлекает в пучину) и мрачное содержание.
И всё же здесь, за завесой полуночных страхов и гнетущей необратимости смерти, можно найти удивительное буйство жанров. В "Modern" - это, бесспорно, безжалостно-атональный авангард, а ещё панк. Да-да, посмотрите хотя бы на лирику - всё древнее кажется персонажу странным, безжизненным: рушатся города, гниют цветы, Атлантида уходит под воду, а наш герой, попав туда, сообразил вдруг, что жить он там не может, сообщая об этом жалостливым булькающим голоском. Если не панк, то, как минимум RIO здесь точно присутствует.
Что-то подобное, а именно нигилистическое настроение, можно увидеть и в довольно академичной "The Lie". Вообще, по драматизму, присущему некоторым идеям Питера, этой вещи равных мало. Хэммилл образца 73-го года не только на гитаре, но и на клавишных - монстр глубинный. Песня посвящена "Экстазу святой Терезы" скульптора Бернини. Наш герой, попадая в церковь, где царит "смрад и полумрак", понимает лживость религии, точнее того, как её преподносят. Вопящая Тереза - и есть символ этой Лжи.
Переходим к балладам. Их на данном релизе две - против шести на "Хамелеонах". Однако сократив в количестве, ПХ явно прибавил в качестве. Фортепианная "Wilhelmina" - напутствие молодой девушке Вилли, вступающей во взрослую жизнь. Даже в столь трогательной вещи нашлось место тёмным умозаключениям автора: "cruel fools" - это прозвище обращено к большинству взрослых людей. Гитарная "Rubicon" - романтическое посвящение, наполненное метафорической лирикой - произведение интересное, но всё же слабоватое (в сравнении, например с "Again" со следующего альбома).
"Red Shift"- а вот это уже спейс. Естественно, своеобразный, ничего общего с Hawkwind или Eloy. Интересен здесь вокал - мягкий, неповоротливый, словно плывущий в безвоздушном пространстве. Саксофон Джексона также придаёт звучанию причудливый оттенок - видимо он здесь с тем, чтобы вытянуть слушателя из погребальной тишины и шипящих перкуссий.
Абсолютно "генераторовские" песни - "Forsaken Gardens" и ''A Louse Is Not A Home". Первая из них более безмятежна, подошла бы по звучанию, например, к альбому 1976 года "Still Life" (кстати, по динамике и мелодичности схожа очень с заглавной песней того альбома), а вторая - эпик, словно вырванный из контекста "Pawn Hearts", чуть ли не вторая часть "Man-Erg". Здесь точно также беснуется абсолютно всё. Хэммилл в который раз возвращается к теме дома, человеческого жилища ("House With No Door", "Black Room"). В тёмном доме героя поселился "безлицый страж", наблюдающий за ним из каждого угла и вгоняющий в панику и депрессию. Он пытается сменить место проживания, но полтергейст неотрывно следует за ним по пятам. Паранойя полностью охватывает героя песни - у каждой стены ему чудится глаз или ухо, всё следит, всё давит. Одновременно, он рассуждает о жизни своих друзей, винит их в отхождении от известной английской притчи ("Мой дом - моя крепость"). Но беды продолжаются, и герой понимает, что этот тёмный, безмолвный дом, похожий на камеру - его душа. Песня заканчивается апокалиптическими размышлениями о самоуничтожении и риторическим вопросом "I?", которым задаётся и всхлипывающий (на похоронах?) саксофон.
Неровный, на первый взгляд альбом после нескольких (десятков, сотен) прослушиваний кажется абсолютно гармоничным и целостным (внешняя гармония всеобщей внутренней дисгармонии - слыхали такое?). Скорее всего, именно это даёт нам судить о третьем сольнике Питера Хэммила как о первом шедевре. Уже через год выяснится, что не последним... |
|
|
| |
| | | |
| |
Не обращайте внимания на надпись "Peter Hammill" на обложке этого диска. Ибо совершенно очевидно, что "The Silent Corner And The Empty Stage" - это тот самый недостающий альбом группы Van Der Graaf Generator, который должен стоять в ее дискографии аккурат между "Pawn Hearts" (1971) и "Godbluff" (1975). В записи этого диска, отнесенного на счет Хэммилла, поучаствовал коллектив в полном составе; в общем-то Бэнтон, Джексон и Ивенс и раньше помогали Хэммиллу при записи его сольных альбомов, как по одиночке, так и все вместе, но именно на этом диске проделанная ими работа настолько значительна, что разница между сольником Хэммилла и номерным альбомом группы становится чисто формальной.
Вся музыка, точнее, ее основа, сочинена, как обычно, Хэммиллом. Однако, аранжировки, сделанные коллегами Хэммилла, придают сырым идеям Питера звучание, однозначно идентифицируемое с классическими работами группы. В любом случае, этот сольник Хэммилла звучит гораздо "вандергаафовее", чем дебют собственно Van Der Graaf'а. Здесь нет и следа незрелости работы "Fool's Mate" (1971, на которой Питер откровенно схалтурил, достав из загашника свой подростковый материал, сочиненный еще в 1967-68 г.г.; слушая некоторые его ранние композиции, иногда приходит мысль, что лучше б он и дальше занимался физикой, чем сочинял подобное гэ, которое стыдно играть даже во дворе моего дома), а также сырости и минималистичности предыдущего диска "Chameleon In The Shadow Of The Night" (1972). "The Silent Corner" - это совершенно зрелая и Большая работа, сравнимая по своему формату и масштабности, разве что с "Pawn Hearts".
Альбом открывается экспериментальной вещью "Modern" - ядовитой композицией, в которой сочетаются "грязная" акустическая гитара, рычащий бас и Меллотрон (где такое еще можно услышать?). И уже здесь заметно, как изменился за последние год-два голос Хэммилла: он стал несколько острее, пластичнее и - как бы это сказать-то? - взрослее, что ли. Раньше, согласитесь, его вокал отдавал чем-то "подростковым"; сейчас же все необходимые нюансы и обертоны найдены, и Хэммилл вступает в кульминацию своих певческих изысков. Мощная "Forsaken Garden" начинается вокалом Хэммилла а-капелла, затем подключается пианино, множество флейт, ритм-секция и прочие причиндалы. Красивая выделка и техничная игра, выразительный вокал и щемящая душу мелодия - все это звучит законченно и совершенно. Очень впечатляет работа Джексона на этой вещи; пожалуй, даже в рамках Van Der Graaf Generator Дэвид не прибегал к такому роскошному и разнообразному звучанию в пределах одной композиции. "Rubicon" - акустическая баллада Хэммила, с первого прослушивания совершенно незаметная, но потом обнаруживающая все прелести фирменной песни Питера с эмоциональным вокалом и незамысловатым, но чувственным аккомпанементом. В атмосферной "Red Shift", замешанной на астрономической тематике в духе "Pioneers Over C", отметился гитарист Рэнди Калифорния из The Spirit. Венчает диск величественная сюита "A Louse Is Not A Home", в которой голос Хэммилла впервые стал искажаться (правда, слегка) электронными эффектами для придания пущей выразительности (иногда создается такое впечатление, что эти эффекты - ничто иное как обычный перегруз микрофона); здесь же появился элемент, начисто отсутствовавший ранее - особая вокальная манера Питера: еще никогда Хэммилл не звучал так надрывно (а ля Высоцкий, да простят мне такое сравнение поклонники Владимира Семеныча, хотя сравнить Хэммилла с Высоцким, на мой взгляд - ни в коем разе не вандализм по отношению к последнему).
Композиции несколько разнятся по качеству записи, однако, малозначительные чисто технические огрехи с лихвой компенсируются высоким качеством материала. Тем не менее, несмотря на высокий уровень работы, нельзя сказать, что "The Silent Corner..." - своего рода откровение Хэммилла (на это звание претендует, пожалуй, лишь диск "In Camera", записанный примерно в это же время), т.к. интимность этой работы в значительной степени нейтрализована стараниями коллег Хэммилла в пользу преобладания коллективного духа.
Если Вам нужен Хэммилл в чистом виде - послушайте "The Future Now" (1978) или "And Close As This" (1986). Этот же диск - продукт коллективного творчества. И помимо неоспоримой самодостаточной художественной ценности, этот альбом также может служить прекрасным введением в творчество как Хэммилла, так и Van Der Graaf Generator. Рекомендую. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 12442 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет