|
Творческий путь англо-французской группы Gong во многом напоминает историю их собратьев Soft Machine. Начав с психоделических экспериментов, коллектив, постоянно претерпевая изменения в составе, выработал свой собственный уникальный стиль, основанный на смеси фри-джаза, рока и электронной музыки, после чего, выдав серию бесспорных шедевров, а заодно и подрастеряв своих лидеров и идейных вдохновителей, скатился до стерильного джаз-рока, начисто нивелировав все свои новаторские устремления и умертвив в себе дух авантюризма.
Выпущенный в конце 1976-го года альбом "Gazeuse!" (известный также и под названием "Expresso") является уже вторым альбомом группы, записанным без ее основателя Дэвида Оллена. Впрочем, перед записью этого альбома ушли и Хаулитт, и Хилледж, оставив, таким образом, саксофониста Дидье Малерба единственным напоминанием о том, что перед нами именно Gong, а не очередная эфемерная кентеберийская группка или новая инкарнация Soft Machine, давно превратившейся в проходной двор.
На смену Стиву Хилледжу пришел гитарист Алан Холдсворт, только что записавший с Soft Machine диск "Bundles" (1975). Надо отметить, что внешне подход Холдсворта к участию в той или иной группе, заставляет считать его не музыкантом, а, скорее, "лабухом". Действительно, ни в одном коллективе он не задержался дольше года (точнее, больше, чем на один альбом): пришел по приглашению, отлабал свои партии, "сочинив" дежурные композиции, получил гонорар - и дальше, по городам и весям, на поиски следующего ВИА. Такая практика была широко распространена и в СССР. Казалось бы, чисто внешне Холдсворт - натуральный лабух, или, если хотите, сессионщик, играющий всегда беспристрастно и, если надо, готовый выдать за отдельную таксу пару-тройку вещей собственного сочинения, которые всегда у него есть в загашнике. Однако, любой альбом с его участием кого угодно заставит устыдиться подобных мыслей. Не знаю, насколько выкладывается этот гитарист при записи своих соло, но его работа на любом альбоме выглядит настолько впечатляюще, что начисто отметает любые возможные обвинения и упреки в его непостоянстве, излишней расчетливости, самодавлеющем профессионализме и прочих "недостатках", фигурирующих в стандартных критических клише и ярлыках, навешиваемых выдающимся инструменталистам-виртуозам. Как бы там ни было, игра Холдсворта способна вытянуть на вполне приличный уровень даже откровенно никудышный альбом, как это было, например, с упомянутым "Bundles".
Ударник Пьер Мерлен, присоединившийся к группе в 1973-м году, потихоньку завладел инициативой, став в итоге худруком коллектива, а чуть позже и организовав свой, скромно назвав его Pierre Moerlen's Gong. По сути, альбом "Gazeuse!" является уже диском Pierre Moerlen's Gong, т.к. большая часть материала написана Пьером и его братом Бенуа. Клавишника на этом альбоме нет, и космические электронные пассажи Тима Блейка и арт-роковая пиротехника Патриса Ленуа уступили место вибрафонам, маримбам, гнокеншпилям, ксилофонам и прочим побрякушкам братьев Мерлен. Вокала на диске тоже нет: с уходом Хаулитта петь стало просто некому, и теперь Gong, как и Soft Machine - чисто инструментальный коллектив. В группе вновь появился басист Френсис Моуз, уже игравший с Gong еще во времена Аллена, украсив диск своей фирменной игрой на безладовом басу. И только старожил группы, прошедший через все ее инкарнации и стойко переживший все перевоплощения, Дидье Малерб, остался в тени, не сочинив ни одной композиции на этом диске, и даже не блеснув своими ориенталистскими саксофонными соло, полностью растворившись в стене звуков из хроматической перкуссии и гитарного рева, выстроенной Мерленами и Холдсвортом.
Диск открывается композицией "Expresso". Льется нескончаемый бурный поток вибрафонных раскатов Бенуа Мерлена, в то время как его брат вершит казнь над ударной уставновкой, дробя ритм вдоль и поперек; Холдсворт вытворяет нечто невообразимое, за доли секунды переходя от тяжелого хард-рокового риффинга до сверхскоростных запилов, в то время как Моуз сглаживает все "углы" на своей безладовке; все демонстируют свою виртуозную заносчивость, а саму композицию просто распирает от переполняющей ее безудержной энергии... Скучно, одним словом.
Композиции Холдсворта "Night Illusion" и "Shadows Of", как и следовало ожидать, представляют собой архитипичнейший гитарный джаз-рок, с непременной скоростной зубодробильней и жесткими риффами. Впрочем, надо признать: Холдстворт хоть и использует при сочинительстве затертые джаз-роковые штампы, но преподносит он их настолько высокохудожественно, что невольно думается, будто все это - его собственные оригинальные идеи. Ну а как исполнитель он, как всегда, превосходен.
Двухчастный медитативный опус Пьера Мерлена "Percolations" лично мне напомнил музыку, которая звучала в кабинете физиотерапии одной из местных клиник, где мне делали иглоукалывание. Лежишь себе, весь истыканный иглами, боясь пошевелиться, а из колонок доносится пряная индо-китайская музыка, медленно склоняющая ко сну. Ей, физиотерапевты! Возьмите эту композицию на заметку!
Еще одна вещь Бенуа Мерлена - "Esnuria", почти ничем не отличающаяся от "Expresso". Некоторые пассажи Холдсворта могут напомнить любителям Camel композицию "Skylines" (LP "Rain Dances", 1977). Диск заканчивается совершенно предсказуемой эфирной вещицей "Mireille" (посвященной, видимо, Мирей Бауэр), сочиненной Моузом, в которой акустическая гитара Холдсворта изнывает под нехитрый аккомпанимент электропианино. На любом джаз-роковом диске есть подобные вещи, и этот диск не стал исключением.
Нет, плохим альбом я никак назвать не могу. На нем есть и интересные мелодические решения, и виртуозная игра музыкантов, к счастью, не опустившаяся до банальной демонстрации техники. Но, по сути, этот диск к собственно группе Gong не имеет никакого отношения. Эта работа слишком безлика, чтобы быть выдающейся - так звучал каждый первый джаз-роковый коллектив той поры. К тому же, человека, более или менее знакомого с джаз-роком и фьюжном, на протяжении альбома будет преследовать неприятное чувство дежа-вю: все то же самое уже где-то было. Но больше всего альбому вредит его удушливая атмосфера сверхпрофессионализма, помноженного на амбициозность братьев Мерлен. И все это - всего через два года после записи "You"!
Жаль, что талантов Мерлена, Холдсворта и иже и ними хватило лишь на то, чтобы состряпать альбом, который может быть интересен разве что любителям технически безупречного джаз-рока, а также тем, кого приводит в ярость "космический шепот" Джилли Смит. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет