|
Умеренный успех Mogwai в конце 90-х и начале нулевых годов подспудно трансформировался в более чем уверенный успех к началу второго десятилетия. Главным образом потому, что эти сдержанные шотландцы стали надёжным и предсказуемым коллективом, когда в ожидании их новой работы вас уже не терзают плохие предчувствия. С Mogwai того времени такое даже теоретически было невозможно.
С ними, как правило, всё бывает достаточно просто - вы либо получаете от них то, что заведомо ожидаете, либо это вас мало (или совсем не) волнует. Иначе говоря, или их музыка вас цепляет, или нет. И если вам были по душе их прошлые записи, то наверняка понравится и "Rave Tapes". И даже если эти парни слегка выбрались за привычные рамки и пытаются исследовать чуть более обширную территорию, это всё ещё прежний узнаваемый Mogwai. Как и прежде величественный, атмосферный, отчасти интенсивный и даже кинематографичный.
За минувшие годы их звучание кардинальным образом не изменилось, по-прежнему ненавязчивое, в целом приятное, чуть более инфантильное и, как обычно, нейтральное для людей мало заинтересованных. Концертная практика этой группы, вероятно, не вызывает бурных эмоций и диких восторгов. Статичность музыкантов, сосредоточенных на музыкальном производстве, вряд ли способна завести зал. Их музыка скорее камерная и требует осмысления с глубоким погружением в происходящее действо.
Профессионализм этих опытных музыкантов и аранжировщиков, в известной степени педантичность в творческих подходах, способствуют поддержанию стабильного уровня Mogwai на длинной временной дистанции. В своих лучших проявлениях они искусно и внешне непринуждённо сочетают рок-звучание с электроникой в духе немцев Kraftwerk, основоположников и ветеранов этого течения, при этом стремясь не повторяться.
Задача создавать подобную музыку, впрочем, не столь уж и простая, как может поначалу представляться. Исходный материал должен быть достаточно качественный, потому как ввиду отсутствия традиционного вокала слушатель всё своё внимание концентрирует на музыке. И вот здесь - важный момент: если это для вас нечто новое и ваше душевное восприятие не находит должного понимания хотя бы после десятиминутного прослушивания, дальше не стоит себя мучить, вероятность, что позже "зайдёт", крайне мала. Такая уж это музыка.
Mogwai одни из немногих в своём сегменте, кто не допускает провалов. Однажды определившись со своим творческим кредо, группа оставалась ему верна. В своей "среде обитания" они одни из лидеров и даже, пожалуй, любимчики, потому почти никогда не получают отрицательных оценок или отзывов от людей, которые с ними на одной волне. Другое дело, была бы когда-либо реализована даже самая лучшая их запись, возьмись решать этот вопрос народ "со стороны".
Итак, мы выяснили, что альбом "Rave Tapes" более электронно-ёмкий, соответственно в нём меньше гитарного присутствия. Но и то, что есть - неплохо работает, пусть даже с имевшимся у музыкантов потенциалом они способны были замахнуться и на большее. Отдельные приверженцы этого музыкального направления проводили некие параллели между альбомом Mogwai и новаторским диском экспериментальной французской группы Daft Punk "Random Access Memories" (2013 г.). Здесь скорее комплимент французскому дуэту, чем шотландскому квинтету.
И даже если кому-то музыка "Rave Tapes" покажется в какой-то степени аутентичной и даже скучной, что, по меньшей мере, спорно, то в её заведомо запрограммированной флегматичности не стоит и сомневаться. Эта тенденция наблюдается от стартовой композиции "Heard About You Last Night", способной у наиболее восприимчивых слушателей вызывать смутные видения пейзажа безмятежных снов, несколько обманчивые, надо заметить, видения, словно в преддверии чего-то непоправимого, до потерянных гитарных риффов в "Master Card" и инфернального монолога Ли Коэна в "Repelish", тревожно звучащего словно из таинственного подземелья, где вряд ли обитает что-то доброе.
Если внимательно вслушаться в предшествующие альбомы Mogwai, может сложиться впечатление, что группа работает по неким шаблонам, с которыми она когда-то определилась и теперь движется по замкнутому кругу, давно обозначенному и не раз протестированному. И в этой динамике её всё устраивает, как и её поклонников в массе своей.
Но вот случилось отступление от формата "громко - тихо - громко...", где звучание Mogwai было подвержено подобным перепадам. В "Rave Tapes" они ступили на неисследованный ранее ландшафт во многом усилиями мультиинструменталиста Барри Бёрнса и его нового модульного синтезатора.
Программа альбома получилась сдержанно-равномерной, фрагментами представляющей собой “классический” krautrock ("Simon Ferocious"), где-то угрюмую пост-рок-балладу ("Heard About You...") и нечто в духе Джона Карпентера ("Remurdered"). Очевидно то, что помимо "Hexon Bogon", "Master Card" и, пожалуй, "The Lord Is Out Of Control" среди прочих композиций в этой программе мы не услышим чего-либо, что напоминало бы предыдущий студийный диск Mogwai "Hardcore Will Never Die, But You Will" (2011 г.) с его гитарными поединками. И это вряд ли стало хорошей новостью для радикальных поклонников группы.
Но стоит, однако, вжиться в динамику "Rave Tapes" и попытаться поладить с его ненавязчивой сдержанностью, эта работа может увлечь и даже захватить. Подборка "охлаждённых" номеров способна возвести надёжный мост между музыкантами Mogwai и слушателями. И это будет не искусственная би-полярная конструкция, а вполне себе органичный и взаимоприемлемый альянс.
Музыканты, ранее предпочитавшие куда более крупные композиционные формы размерами с аэродром, и их продюсер Пол Сэвадж на этот раз ограничились номерами, не дотягивающими и до семи минут. Такое у Mogwai случалось разве что на "Mr. Beast", 2006 г. (стоит, наверное, вынести за скобки и их недавний саундтрек "Les Revenants" к одноимённому французскому фильму, 2013 г.).
Один из лидеров группы Стюарт Брейтуэйт как-то раз не то в шутку, не то всерьёз признался, что задействованный Барри Бёрнсом модульный синтезатор ощутимо разгрузил гитары, вынудив их зазвучать "более забавно". Подобная самоирония авторитетного музыканта оправдана и допустима, синтезаторное наполнение саунда Mogwai в самом деле превышает все ранее установленные группой нормы, лишает гитары привычного доминирования, понижая градус восприятия.
К разряду подобных вещей следует, видимо, причислить и единственную в программе "Rave Tapes" композицию с вокалом "Blues Hour", в которой не в первый уж раз затронута давняя легенда о том, что текст "Stairway To Heaven" Led Zeppelin, если его развернуть задом наперёд, есть не что иное, как обращение к дьяволу.
Не следует, по всей видимости, рассматривать "Rave Tapes" как классический альбом Mogwai, скорее это работа из категории "ничего особенного". Но если вы приверженец атмосферного рока с доминирующими клавишными, то этот альбом, где немного инноваций и вообще примечательных событий, что выделяет его из общего ряда, это ваш вариант. И нельзя исключать, что для кого-то в этом и заключена привлекательная особенность "Rave...".
И не стоит утруждать себя поисками в этой музыке Mogwai какой-то глубокой идеи. "Никакой идеи, - заявлял кто-то из группы, - просто придумали несколько хороших композиций". И действительно, они легко и непринуждённо сделали то, в чём хороши, уверенны и достигли необходимого уровня для подобного рационального самовыражения. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет