|
СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ.
Известно ли вам что-либо о музыкантах, которые были невероятно популярны на так называемой чужбине, но о них мало что знали на родине? Группа "Парк Горького"? Пожалуй. Но сейчас не о них. Квартет Foghat, имевший английские происхождение и прописку, почти всё время проводил за пределами Британского королевства, по большей части в Штатах. И за почти три года с момента создания группы дома бывал от случая к случаю. Чаще проездом. В ходе очередного гастрольного евротура. Ну, ещё разве что во время рождественских каникул. И даже сам факт объединения троих выходцев из достаточно известной британской блюз-роковой бригады Savoy Brown (Дэйв Певеретт, Роджер Эрл и Тони Стивенс) с гитаристом Родом Прайсом (экс-Black Cat Bones) в квартет Foghat в начале 1971 года нашёл своё отражение лишь в самых дотошных справочниках. Потому что в Англии группа так ничего толком и не успела сделать, стремительно перемахнув через Атлантику, где первое время работала без официального разрешения, практически даром.
Свой первый и все последующие альбомы (всего 13, включая концертный "Foghat Live", 1977 год) группа записала на Bearsville Records, несуществующей уже с 1984 года американской компании. Нынешним правопреемником всего каталога Bearsville Rec. является Rhino Records. Третий LP группы вышел в феврале 1974 года, затем какое-то время ушло на поиски нового продюсера, однако уже к октябрю того же года был подготовлен и поступил в продажу четвёртый диск Foghat "Rock And Roll Outlaws".
Ник Джеймсон был моложе каждого из музыкантов группы (на один год Р. Эрла и Т. Стивенса и на целых семь Дэйва "Одиночку" Певеретта), но в свои двадцать четыре уже обладал приличным послужным списком, в котором значилось в том числе и участие в группе American Dream в качестве бас-гитариста и вокалиста. Эти обстоятельства (слишком малый зазор времени между релизами двух альбомов и недостаток продюсерского опыта у Джеймсона) возможно в какой-то степени стали причиной тому, что продолжительность звучания нового альбома не дотягивала и до 40 минут. И есть подозрение, что в некоторых своих композициях музыканты (не без участия Н. Джеймсона) выжимали недостающие секунды, умышленно растягивая концовки, всячески стремясь делать это технично и не слишком заметно. Иначе трековая дорожка пластинки была бы ещё короче. Тут проще было бы, думается мне, парням поднапрячься и добавить ещё один трек. А между тем годом ранее Ник Джеймсон продюсировал LP "It All Comes Back" серьёзного американского коллектива Paul Butterfield's Better Days, так что определённый опыт у этого молодого человека всё-таки имелся. Но что-то всерьёз менять в уже достаточно отлаженном механизме Foghat Джеймсон и не думал, прежде всего заботясь о качестве исходного материала для программы альбома. И потому почти всё, что уложилось в эти 39 минут, пока звучит этот диск, узнаваемо и стилистически неизменно для этой группы. Кроме одной композиции.
Чья была заслуга, музыкантов ли, продюсера, или всех вместе в том, что номер с названием "Dreamer" получился именно таким, каким мы все его слышим и никаким другим, только ничего и близко похожего эти или какие другие музыканты Foghat никогда не делали в прошлом и не сделают в будущем. Без учёта некоторых нюансов, я бы назвал эту вещь выдающейся мини-рок-сюитой. В творчестве этой группы так уж точно. Композиция для этих музыкантов действительно нетипичная и пожалуй даже уникальная. Убеждённые рокеры / рок-н-рольщики в "Dreamer" предстают совершенно с неожиданной стороны. Без оголтелой агрессии и прямолинейного напора, но накатисто, ровно, с чётко обозначенным ритмом, с гармонично смоделированной мелодией, с необычайно чистым и проникновенным её исполнением, без какой-либо неуместной для данного случая хард-роковой "грязи", не побоюсь этого слова. Венцом же всех стараний квартета несомненно является роскошная сольная гитарная дорожка Рода Прайса, своего рода мост между двумя частями композиции.
Некоторое сдержанное недоумение вызывает разве что завершающая фаза, которая следует через паузу в несколько секунд, когда трек казалось бы уже завершился, внезапно и резко оборвавшись. Этот довесок представляется совершенным излишком, этаким аппендиксом, который желательно удалить и забыть о нём. По крайней мере, мне так видится. Можно было бы предположить, что в этом кусочке содержится нечто сакральное в тексте, ключ к пониманию его смысла. Но нет, там всё те же тревожные повторы Дэйва Певеретта, что в его исполнении мы слышим и до паузы, разве что ещё более обречённым рефреном. И вот он второй нюанс - сам текст, в котором немало странного и даже загадочного.
Здесь я хотел бы обозначить своё видение ситуации. Исходя из характера текста, уже в самом названии "Dreamer" смысл не совсем тот, что первым делом ассоциативно возникает в воображении. Не "мечтатель", а "спящий", т.е. человек, погружённый в сон. Или, если хотите, "дремлющий" (рус. слово "дрёма", или иначе "лёгкий сон", происходит от англ. dream. А возможно и наоборот). Что же до содержания текста, то, не пытаясь докопаться до смысла, можно лишь констатировать - от первого до последнего слова это гнетущий, беспросветный депресняк. Что-то в духе ранней поэзии совсем ещё юного Эдгара Аллана По, который уже в возрасте "тинейджера" (а это, напомню, было 200 лет тому назад, во времена А. С. Пушкина) под влиянием байроновского "мистического романтизма" кропал свои вирши по большей части о царстве мёртвых, зловещих могилах и их обитателях, о смерти, как желанном избавлении от тягот земного бытия... Жуткая безнадёга и обречённость. Что побудило весельчака Певеретта обратиться к подобной тематике, остаётся только гадать - "Одиночка" Дэйв оставил этот наш с вами бренный мир ещё в самом начале нулевых годов.
Всё остальное в программе альбома куда оптимистичнее и позитивнее. Стоит заметить, что в плане реализации своих стилистических возможностей группа задействовала практически все освоенные ею жанры.
Отвязный рок-н-ролл? Пожалуйста, "Shirley Jean" - бесшабашный захватывающий номер с откровенным, немного хулиганским текстом про юную потаскушку.
Убойный буги-вуги? Получите головокружительный остроумный "Chateau Lafitte '59 Boogie" c отчаянной слайд-гитарой Прайса, в игре на которой он был большим мастером.
Жёсткий, напряжённый rough-hard-rock? "Hate To Se You Go" - с неожиданно трогательным содержанием, по сути исповедью оставшегося в одиночестве молодого человека.
Умеренная хард-роковая тема? Вот вам незамысловатая "Eight Days On The Road" или титульная "Rock And Roll Outlaw" (только без "s" в конце Outlaw; Poк-н-ролл вне закона), с тривиально-стандартной мелодической схемой в манере Slade.
Или лёгкая "дорожная" фантазия Д. Певеретта "Trouble In My Way", своеобразный "разгрузочный" трек перед второй ударной частью программы.
Foghat пытались максимально разнообразить звучание и содержание своего нового альбома и в целом у них получилось. Динамичный саунд, достаточного уровня исполнительское мастерство и супер-композиция, как заметная веха в творчестве группы. Однако, в US Album Chart этот LP достиг лишь сороковой строчки, что, впрочем, не помешало ему в своё время обрести статус "золотого".
После завершения работы над этой пластинкой в составе Foghat наконец-то было принято решение окончательно юридически оформить американское гражданство. Однако, бас-гитарист Тони Стивенс этого делать не стал и, оставив коллег, вернулся в Англию (весна 1975 года). В качестве временной замены его место занял продюсер Ник Джеймсон.
И последнее. На обложке конверта LP изображена четвёрка музыкантов на фоне самолёта Learjet военно-гражданского назначения производства одноимённой корпорации. Фото было сделано в пустыне Мохаве на Северо-Западе США (Юго-Восточная часть Калифорнии и Южная Невада). Разумеется, тогда самолёт не принадлежал участникам группы, разве что логотип Foghat на носовой его части. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет