|
Уж минул год (вот так поэтически начну), как отшумело и улеглось безумие под названием Вудсток. Там они произвели фурор, в значительной степени повысив свой рейтинг и закрепив за собой статус одной из самых успешных из гастролирующих групп. На той вдохновляющей волне был подготовлен отменный студийный альбом "Cricklewood Green", который в кои-то веки заметили и в Англии (4-е место в UK Album Chart). А затем нескончаемая череда концертных выступлений, в том числе летний аншлаговый тур по Британским островам с Isle Of Wight Festival 1970 на острове Уайт в конце августа в компании с The Move и T. Rex, Бобом Диланом и Jefferson Airplane, The Who и Джо Кокером ...
... А в начале осени они приземлились в сырых и мрачных лондонских каменных джунглях. Как перелётные птицы, вновь вернувшиеся домой из тёплых и сытных американских просторов. Чтобы в одной из студий английской столицы записать свой новый диск и опять упорхнуть за океан на зимовку.
Тот год для Ten Years After был "the road that never ends" (дорога без конца), как подметил однажды клавишник группы Чик Чёрчилл. "Элвин писал весь материал и затем мы всего добивались уже вместе, работая на конечный результат, - продолжал Чик. - И пока мы развивали свою карьеру на сцене, где-то существовала контора, которая грамотно управляла нашей студийной карьерой. Должно быть мы находились в завидном положении, но чтобы всего этого достичь, потребовалось время." Ч. Чёрчилл имел в виду компанию Deram, на которой TYA записывали все свои предыдущие пластинки. Но вышло так, что "Watt" стала последней из них - с 1971 года группа заключила трудовое соглашение с Columbia Rec.
Каким-то своим неиспользованным на "Cricklewood..." наработкам Элвин Ли нашёл применение в программе LP "Watt", а успешная реализация того "весеннего" альбома сподвигла его поступить прагматично и не "делать лишних движений". Потому "Watt" мало чем отличается от "Cricklewood Green", в чём-то этот альбом, пожалуй, получился даже чуть "потвёрже" своего предшественника. По крайней мере такой композиции, как "I'm Coming On" по степени "тяжести" в "Cricklewood..." мы не услышим. Стоит заметить, что подобный осознанный хард-рок в 1970-м только-только начали осваивать Deep Purple и некоторые команды масштабом помельче.
Однако, будем справедливы, такого рода музыку TYA делали нечасто. "Чистый" хард-рок этому квартету не свойственен. А всё потому, что Элвин Ли был в большей степени блюзменом, чем рокером. Блюзовый рок - вот что являлось стихией лидера группы. Хард-рок он не особо жаловал, здесь необходимо было играть внимательно и строго по партитуре, а для виртуоза-импровизатора это было непросто и малоинтересно. Четырёх-пяти-минутные студийные номера на концертных площадках гитаристом TYA разворачивались порой в двадцатиминутные пьесы. В "I'm Coming On" Э. Ли несколько раз сыграл неточно и будь в студии Olympic Sound принципиальный продюсер и не из звукозаписывающей компании Deram, такой бы номер у Элвина не прошёл. То же самое, кстати, касалось и его вокала.
В соул-кантри "My Baby Left Me" Э. Ли было уже проще. Здесь Элвин позволяет себе такие вокальные вольности с богатой гаммой интонаций, что повторить всё это от начала до конца с точностью до последней ноты он бы не смог никогда. Между тем, в этой песне обозначилась одна характерная для TYA особенность. Своего рода фишка, которую эти парни будут развивать и культивировать и в дальнейшем. "Вялое", так скажем, начало композиции - это своеобразная блюзовая раскачка со сдержанным инструменталом, а далее, со второго куплета, музыканты меняют размер такта мелодии, темп ускоряется, набирает обороты, гитара страстно импровизирует под аккомпанемент клавишных. Затем всё повторяется, а в завершающей фазе звучат сразу три параллельные гитарные партии. Навскидку могу припомнить, что подобный приём TYA применили позднее в своей песне "Standing At The Station", одной из ключевых в альбоме "Rock 'n' Roll Music To The World", 1972 г. В контексте идеи той композиции это было сильное решение.
Несомненная жемчужина программы "Watt" - это меланхолическая баллада "Think About The Times" с завораживающей мелодией и ведущей гитарной партией, определяющей темпо-ритм и структуру этой мелодии. Виртуозная бас-гитара Лео Лайонса и, конечно же, две единовременно звучащие партии клавишных Чика Чёрчилла дополняют и раскрашивают саунд этой невероятно трогательной песни.
Впрочем, наиболее сложной и, пожалуй, самой показательной в плане проявления всех имеющихся у музыкантов TYA профессиональных качеств следует назвать "She Lies In The Morning". Этот опус как бы соткан из нескольких разностилевых фрагментов, которые для понимания стоит разделить. Ритм-блюзовое начало в духе "роллингов" конца 60-х, которое органично перетекает в блюз-роковое русло на 3-4 минуты инструментального звучания с подзабытыми уже психоделическими оттенками. Где-то с середины композиции намечается переход в джаз-блюзовый отрезок с активными акустическими клавишными. Он в свою очередь преобразовывается в фрагмент, по стилистике своей напоминающий фантазии группы Карлоса Сантаны, а закрывается эта музыкальная новелла уже знакомым джаз-блюзовым пазлом, который и завершает эту красочную мозаику. Уверяю вас, что слушается эта семиминутная композиция куда легче, чем читается эта моя увесистая тирада. Вокала в "She Lies..." совсем немного и он не несёт в себе никакой смысловой нагрузки.
Тексты, будем откровенны, никогда не являлись активом Элвина Ли. Песенная поэзия, пожалуй, это одно из его слабых качеств. И в программе "Watt" это проявилось в особенности. Банальный и в большинстве своём бессмысленный набор слов. Есть ощущение, что лидер TYA переложил на вокал всё то, что ему спонтанно приходило в голову, пока он джемовал в студии на гитаре, отрабатывая партитуры для своих песен. Этим и ограничился.
Два номера, впрочем, эта "беда" обошла стороной. Короткую инструментальную зарисовку "The Band With No Name" с испано-мексиканской гитарной темой и концертный вариант кавер-версии Чака Берри "Sweet Little Sixteen", которым программа LP и завершается.
Предположу, что Элвину не хватило времени (терпения, желания) на ещё одну собственную студийную песню и он решил "воткнуть" в программу готовую запись, которая укладывалась во временные рамки и тем самым эту программу закрывала. Это свежая "выжимка" из совсем недавнего выступления группы на фестивале в Афтон-Дауне (остров Уайт). И эта ничем, казалось бы, не примечательная старая песенка Ч. Берри как нельзя нагляднее демонстрирует слушателю, насколько свежее и раскрепощённее была четвёрка TYA на шатких подмостках рок-фестиваля, как самозабвенно вовлечены были музыканты в то действо, что вживую происходило на сцене, и как легко и искромётно звучат гитара и вокал Элвина Ли, когда на него не давят тяжёлые стены Olympic Sound Studios и не висит тяжкий груз ответственности за сдачу в срок готовых записей в Deram Rec. для очередного номерного альбома.
Высокое место в Тор-5 британского UK Album Chart. и престижное 21-е по версии американского Billboard 200, которых LP "Watt" достиг, свидетельствуют о том, что музыканты вполне успешно справились со своей работой. Более того, по итогам 1970-го года они вернули расположение британской публики и укрепили свои позиции одних из лидеров "белого блюза".
Эта пластинка совершенно точно не стала для группы "топтанием на месте", как считала тогда, почти полвека тому назад, часть продвинутой муз. общественности, погружённой в творчество TYA, и как считают немало таких и сейчас. И уж тем более не откатом куда-то назад и вниз. Квартет Элвина Ли продолжил поступательное движение к главной вершине в своей истории, за которой, как правило, следует падение. И до неё оставалось не так уж и много. Но ничего этого они тогда ещё знать не могли. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Side 1:
1. I'm Coming On (A. Lee) 3:35
2. My Baby Left Me (A. Lee) 5:20
3. Think About The Times (A. Lee) 4:41
4. I Say Yeah (A. Lee) 5:15
Side 2:
1. The Band With No Name (A. Lee) 1:35
2. Gonna Run (A. Lee) 6:00
3. She Lies In The Morning (A. Lee) 7:21
4. Sweet Little Sixteen {Live} (Chuck Berry) 4:08
(P) 1970 London Records / A Product of Deram