|
Что ЭТО, Бэрри... тьфу, мистер Эдлинг?! Такова была моя первая реакция на этот альбом. Пластинка Candlemass, выпущенная всего через год после предыдущего альбома "Dactylis Glomerata", оставляет весьма странное впечатление. В принципе, её восприятие напрямую зависит от того, нравятся ли слушателю очень ранние Black Sabbath (мне - нет, отсюда и моя реакция...)
"From the 13th Sun" напрашивается на звание то ли "Master of Reality II", то ли "Vol.4 для бедных", то ли "потерянного альбома, который Black Sabbath записали после реюниона"... Лейфу Эдлингу на сей раз настолько захотелось повторить звучание своих героев 25-летней давности, что даже вокалиста Бьёрна Флодквиста он заставил петь "под Оззи". Получилось, правда, не так прискорбно, как у настоящего Оззи - и на том спасибо. Зато композиторская муза Эдлинга, не стерпев такого издевательства, поспешно упорхнула - и Лейф решил, недолго думая, позаимствовать кое-какие приёмы из арсенала всё тех же Sabbath. Второй трек "Tot" - вылитая песня "Black Sabbath", от неё взяты структура, настроение и даже сэмплы дождя и церковного колокола в начале. Правда, вокалист здесь звучит куда интереснее Оззи, и текст не такой глупый, а по-эдлинговски вполне образный. Затем, в песне "ARX/NG 891" (Лейф и братва, откуда же вы берёте такие названия и где произрастает такая чудная "космическая" трава?) после "космического" клавишного вступления звучит рифф... из песни "Electric Funeral" с саббатовского альбома "Paranoid". Впрочем, уважаемому мною Лейфу не впервой по-тихому заимствовать чёрносубботинские риффы (сравните при случае "Bells of Acheron" с альбома 1988 года и "Mob Rules"), но впервые это делается так откровенно. Открывашку "Droid" и песенку "Blumma Apt" (опять непонятное название!) вкупе с упомянутой уже "ARX/NG 891" можно смело выкидывать - интересного в них мало (разве что по текстам), зато хватает повторов, нелогичных структур, нудной депрессивности и недоработанности. Не особо интересна и инструменталка "Zog", хотя в ней присутствуют пара неплохих риффов.
Но должны же на этом альбоме присутствовать хотя бы две-три интересные вещи? Они, безусловно, есть. Жемчужиной, которая если и не спасает этот альбом, то не даёт основания назвать его полной невнятицей и влепить 3/10, как это сделала уважаемая Memento Mary, является трек "Galatea". "And Galatea was the Zeppelin song" - так пишет Лейф в истории этого альбома, опубликованной на официальном сайте группы. Не знаю, чего в ней дирижабельного, но звучит очень красиво, хотя и минималистично. Магическое эмбиентное начало, под которое Бьёрн Флодквист поёт весьма красивые слова, сменяется жёсткой гитарной атакой (увы, гитарная партия состоит из всего лишь одного повторяющегося риффа - это болезнь всего альбома!), затем снова эмбиент и снова гитара, которая играет до конца песни, постепенно затухая. Показательно, что эта песня - единственное пока творение Candlemass, которое "зацепило" мою подругу, имеющую классическое музыкальное образование и на дух не переносящую большую часть тяжёлой музыки...
Что ещё интересного есть на "From the 13th Sun"? Некоторое одобрение вызывает быстрая песня "Elephant Star", а также девятиминутный финишный монстр "Cyclo-F". Он, правда, опять страдает от "синдрома Dustflow" - чрезмерной затянутости и повторяемости окончания (о подобном я уже писал, рецензируя предыдущий альбом Candlemass), и вставленное в середину барабанное соло не слишком изобретательно и интересно. Зато имеется цепкий рифф и совершенно необычный для альбома и Candlemass в целом текст. Явное посвящение не слишком-то любимой бывшей подружке или жене (на что намекает и название, которое на сайте группы расшифровано как некие "menstruation pills"), с пассажами вроде: "spirits low, yes life is shit - I thought you understood", "you're the perfect creep that God forgot, see you soon in Hell!" и заставляющего обязательно подпевать Флодквисту жизнеутверждающего "I know I am the king of the hill, rather reptile than cow". Заканчивается альбом короткой инструменталкой "Mythos", которая также слушается приятно, и неплохо выполнила бы роль интро на концертах Candlemass.
Итог? Над оценкой я думал долго. С одной стороны, мы видим довольно неудачное, нудное, вторичное и неинтересное произведение, так что 4 балла для него было бы справедливой оценкой. С другой стороны, звучание "под ранних Саббат" многим очень нравится, и у этого альбома есть немалая армия поклонников. Может, моё мнение и предвзято - для меня Саббат начались с альбома "Heaven and Hell"... С третьей стороны, альбом очень сильно "вытягивает" песня "Galatea", да и упомянутые "Elephant Star" и "Cyclo-F" обладают некоторым шармом и заставляют немного по-иному взглянуть на этот воистину "тёмный" альбом Candlemass (впрочем, как у классиков дум-металла могут быть "светлые" альбомы?) В итоге ставлю оценку 6/10 (объективная 5/10 и ещё +1 за чудесную "Галатею"). Как оптимист буду считать, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст. Впрочем, для Candlemass, как я могу сказать с высоты прошедших восьми лет, всё в итоге вышло вполне удачно. |
|
Who knows the troubled one that knows?
Prophets come and prophets go
And again I tried to think
That burden only made me sink
Crawling back to Isola to weep
Somewhere under the sea so deep
I don't know what to show ya that's neat
But it will be bigger than you and me
Who knows the troubled one that knows?
Prophets come and prophets go
And again I tried to think
That burden only made me sink
2. Tot
Dark clad waters, still warm shrouds
Doomsday warning from the men in the clouds
Lily's weep over light that fled
Words were carved in my arm by the dead
Grim like war, foul like tar
Corroded fragments of a dying star
Sleepy herons abruptly awake
as the black god arises from the cold of the lake
Figure of smoke, emerald head
Magnificent is the king of the dead
Somewhere beyond the sun still shines
But even snow dies sometimes
3. Elephant Star
Drifting from the prison planet
I fell inte the 13:th sun
Way beyond all superscience known
Surfing through space and mantra
God of time and mercury
Our love will live inside the elephant star
They took me to the titan mother
A dream away from yesterday
Tomorrows world I slip into today
Centuries in firelight
I die with every winter tsar
Our love will live inside the elephant star
Paralysed and hypnotized
The big dog in the sky
Mystified, majestified I fly
I hide behind the silver fallos
The beacon to my instant doom
Our love will live inside the elephant moon
4. Blumma Apt
Allseeing eye
you leave your shed
Weaving icy webs
of cosmic threds
Ask directions
and solid pennies
Must lit the molten stars
before they vanish
Impatient soul
a spark that passed
Into a diamond blur
of eons lost
And underneath
the universal will
Someone counts the loss
of the imbecill
5. Arx/NG 891
Some are born to sweet delight
Some are born to endless night
So pale and lifeless
What you're doing to me
I'm doing to myself
I close the iris to the sun
It once was open, soon its gone
Soon it's gone
Soon it's gone
So pale and lifeless
What you're doing to me
I'm doing to myself
6. Zog
[instrumental]
7. Galatea
All the songs, the ivory
Floats around so peacefully
and fulfill the scenery
In my time
In the grass, the ogre is slayed
The fragile moment of the day
No need to stay, I know I've paid
In my time
Close inside the electric tower
In the centre a white centaur
Afraid of life, the sweet and sour
In my time
Halfway to centurion
Northwest of Babylon
The map is complete, I'll pass it on
In my time
My peace of mind
8. Cyclo-F
I read your palm in a bowl of spit
It's not looking good
Spirits low, yes life is shit
I thought you understood
You say these words, "why just me
I thought I did so well"
You're the perfect creep that god forgot
See you soon in hell
You ask if I detest myself
Sometimes, yes I do
I try so hard to love myself
but mostly I hate you
A zombie jerk without a will
You'd better surface now
I know I am the king of the hill
Rather reptile than cow
The sky is red as I watch you fall
I know that you belong
In a green and pink room of plastic walls
where no light is on
The proper church of your empty shell
There is no wrong in staying
Home is where you hang yourself
Where you end the pain
9. Mythos
[instrumental]